понедельник, 14 августа 2017 г.

"Победа" импортозамещения и Гражданские Самолеты Сухого

10 августа 2017 года компания "Гражданские Самолеты Сухого" обратилась в офис по контролю за иностранными активами Минфина США (Office of Foreign Assets Control, OFAC) за одобрением поставок своих самолётов в Иран, т.к. основные компонеты самолета SSJ 100 поставляются из США или с применением патентов и технологий этой страны и их реэкспорт требует разрешения. Эта ситуация ярко иллюстрирует ситуацию с "импортозамещением" в РФ.



Напоминаю, что ранее итальянская компания Leonardo (в прошлом Finmeccanicа) вышла из состава собственников компании Акционерное общество "Гражданские Самолеты Сухого" (ГСС). С 9 января 2017 года ПАО «Компания "Сухой"» выкупила у Alenia Aeronautica (дочерней компании Leonardo) 5,53% акций. Следует отметить, что изначально Alenia Aeronautica владела 25% +1 акций ГСС, вложив в её акции $183,1 млн. в 2008 году. Однако, в результате дополнительной эмиссии акций на 36 млрд. рублей в 2014 году, доля Alenia Aeronautica уменьшилась до 5,53%. так же итальянцы планируют уменьшить свою долю с 51% до 10% ещё в одном совместном предприятии SuperJet International (поддержка и техобслуживание SSJ 100 за пределами РФ)



Это событие - одно из проявлений тенденции бегства иностранных партнеров из совместных с РФ проектах. И особенно примечательно это в проекте SuperJet 100. Ведь проект получился больше зарубежный, чем российский. Если посмотреть на список комплектующих, из которых собирается SSJ 100, то около 85% это импорт из Франции, США, Германии и др.
Из больших поставщиков:
PowerJet - разработка и производство двигателя SaM146
Thales - поставка авионики,
Honeywell - вспомогательная силовая установка
B/E Aerospace - кислородная система, интерьер, двери,
Liebherr Aerospase - цифровая система дистанционного управления самолетом.



По сути самым большим поставщиком комплектующих из РФ стал КнААЗ (ранее КнААПО), собственно сам сборщик SSJ 100. При этом были обойдены традиционные поставщики комплектующих из РФ, Белоруссии и Украины. При этом среди отвергнутых предприятий-поставщиков много таких, которые выпускают продукцию адекватного технического уровня, имеют хорошее финансовое положение и являются надежными поставщиками. Среди отвергнутых - Холдинг «Авиационное оборудование» (поставщик шасси), "Мотор Сич" (двигатели и ВСУ).



Подробнее остановимся на двигателях. SaM146 - турбовентиляторный двигатель, устанавливаемый на SSJ 100, производится компанией PowerJet (совместное предприятие между НПО "Сатурн" и французской "Snecma"). При этом "Snecma" является одним из основных разработчиков и поставщиков двигателей для "Боинг". Влияние этого авиа гиганта на проект SuperJet было ещё на стадии проекта (Boeing числился официальным консультантом проекта). Так же проект консультировала Alenia Aeronautica с которой в августе 2007 года были подписаны первые документы об участии в проекте не только в роли консультанта. Что касается этой итальянской компании, то у неё имеется широкий опыт совместных проектов производства самолетов с французскими (Aérospatiale) и американскими партнерами (Lockheed Martin).

Возвращаясь к SaM146, следует отметить, что его характеристики очень близки к Д-436 от "Мотор Сич". И хотя он заявлен как более эффективный, неизвестно, что покажет практическая эксплуатация. Насколько вложения в новый и более дорогой двигатель окупятся в сравнении с проверенным Д-436. Так же не стоит забывать, что все критичные к технологиям компоненты для данного двигателя разрабатывались и производятся на западе.
В общем, в выборе комплектующих и в конструкции самого самолета прослеживается влияние партнеров Boeing и Alenia (которые, кстати, то же имею совместный проект - KC-767A). По компоновочной схеме SuperJet 100 - двухмоторный турбовентиляторный низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Вариант выбора схемы низкоплана для региональных (особенно российских) аэродромов не ругал только ленивый эксперт.
Для того, чтобы разобраться во всех этих странностях носящих системный характер, нужно вспомнить историю происхождения программы SuperJet. Данный проект победил в 2003 году в конкурсе по созданию регионального самолета. Следует отметить, что среди конкурсантов был наименее готов. Победитель конкурса получал финансовую поддержку согласно Федеральной программе "Развитие гражданской авиатехники России на период до 2015 года. Волшебное слово "Федеральная целевая программа" (ФЦП) нежно ласкает слух каждого чиновника, принимающего хоть какие-то финансовые решения и имеющего к ФЦП отношение. Тем более программа объемом финансирования 450 млн. долларов, грозящая затянуться на долгие годы с неизменным расширением финансирования.
"Это же просто настоящий Клондайк для наших чиновников, хорошо научившихся конвертировать финансовые потоки из бюджета в недвижимость на Лазурном берегу Франции!" (vslux.ru)

При этом нельзя сказать, что у SuperJet не было конкурентов: это и Ан-148/158, и Ту-334, и Ту-324/Ту-414. Рассмотрим конкурентов подробнее.




Ан-148/158 - украинская разработка со значительным участием предприятий из РФ. К моменту проведения пресловутого конкурса собирался первый самолет (первый полет совершил 17 декабря 2004 года). Сборка в РФ предусматривалась на Воронежском авиационном заводе. Но Ан-148 даже не попал в конкурс (программа завершена - ФЦП не "распилишь", и название у самолета не патриотичное - "Ан").



Ту-334/Ту-414 - разработка ОКБ Туполева. Проектирование Ту-334 началось ещё в конце 80-х. Первый полет совершил 8 февраля 1999 года. Однако, из-за отсутствия финансирования испытания и начала производства затягивались. После победы в пресловутом конкурсе SuperJet Ту-334 хронически не попадал ни в какие ФЦП, несмотря на постановления правительства РФ. Подобная судьба ждала и Ту-324/Ту-414. В этом проекте дальше документации дело не пошло. Следует отметить, что в случае победы Ту-334 сроки сдачи проекта были гораздо меньше, чем у SuperJet и объем финансирования соответственно меньше.
SuperJet - победитель конкурса по созданию регионального самолета в РФ. Проектированием и постройкой этого самолета должно было заниматься ОКБ Сухого, которое вызывало у Правительства РФ гораздо больше доверия, чем ОКБ Туполева из-за лучшего финансового положения и имевшего у себя в подчинении серийный завод в Комсомольске-на-Амуре (Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина). Туполевцы же своего завода не имели. Так же не следует забывать о том, что ОКБ Сухого перехватило у ОКБ Микояна проект истребителя пятого поколения, при том что МиГ был в большей стадии готовности, чем Су. Следуя логике в гражданском конкурсе победили те же аргументы, что в военном - более "выгодная" (объемная и длительная) ФЦП и свой завод, что так же облегчает "распил" ФЦП.

Справка.Федеральная целевая программа (ФЦП) - комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач и требующих государственной поддержки (финансирования).
 
Не следует забывать также о выгодах западных партнеров-консультантов:
- Boeing - минимум на 6 лет задержал появление конкурента
- Alenia Aeronautica - компания нашла клиента для своих партнеров и пополнила свой портфель совместных производств Авиационной Холдинговой Компании "Сухой" (к уже имеющимся Aérospatiale и Lockheed Martin), вытеснив поставщиков комплектующих из РФ, Украины и Белоруссии.



Нельзя не упомянуть о руководителе Компании «Сухой» - Михаиле Погосяне. По инсайдерской информации именно он убедил руководство РФ в правильности ставки на "Су" как на компанию и выборе проекта Компании «Сухой» для построения истребителя 5-го поколения. Михаил Погосян непосредственно руководил проектами ПАК ФА и SSJ. После создания "Объединённой авиастроительной корпорации" возглавил её.

Справка. ПАО «Объединённая авиастрои́тельная корпора́ция» («ОАК») — российское публичное акционерное общество, объединяющее крупнейшие авиастроительные предприятия России. В состав компании вошли практически все КБ и заводы РФ, занимающиеся производством самолетов.
 
В дальнейшем, 16 января 2015 года Михаил Погосян был отправлен в отставку из-за избыточных расходов по программе SSJ, а так же значительному затягиванию по срокам программы ПАК ФА.

Справка. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) - многофункциональный истребитель пятого поколения, разрабатываемый «ОКБ Сухого». Дата начала серийного производства неоднокртано переносилась. Так же стоит отметить, что под серийным производством подразумевается производство этого самолета со старым двигателем, который не дает тех характеристик, позволяющих ПАК ФА называться истребителем пятого поколения. Необходимый для этого двигатель (изделие 30) должен быть получен в 2018 году. Дата сдачи этого двигателя также неоднократно переносилась.

Выводы. Разработанный и запущенный в производство SSJ обошелся очень дорого. Не загрузил предприятия РФ, зато дал возможность западным компаниям поставлять оборудование для SSJ. Так же важно, что создание этого самолета не дало того нужного опыта Компании «Сухой» для разработки и производства гражданских самолетов своими силами из-за участия западных "консультантов и советников". Этот опыт мало используется в РФ другими КБ (Иркут, Як, Ил, Ту) при проектировании новых гражданских самолетов. Уход компании Leonardo из числа акционеров "Гражданские Самолеты Сухого" говорит о том, что именитая западная аэрокосмическая компания не видит дальнейших перспектив по производству SSJ.и созданию новых гражданских самолетов самолетов Компании «Сухой».

Комментариев нет:

Отправить комментарий